Туризм появился почти полтора тысячелетия назад и за это время превратился из хобби немногочисленных представителей элиты в массовое увлечение. Туризм ныне считается одним из наиболее зримых проявлений процесса глобализации.

Изначально туризмом и путешествиями занимались лишь весьма состоятельные люди (исключением можно считать паломников, посещавших святые места). В 18 веке приобрели огромную популярность путешествия для поправки здоровья - "на воды". В 1758 году в Великобритании была создана первая туристическая компания - ныне существующая Cox & Kings. Однако с началом Промышленной Революции и развитием коммуникаций, ситуация начала кардинально меняться. В мире - прежде всего, в Европе и Северной Америке - выросло благосостояние населения, у наемных работников появились гарантированные выходные, а в ряде случаев и отпуска. В результате, число туристов начало расти. В 1841 году произошло иное знаковое событие - родился массовый туризм. Тогда британский предприниматель Томас КукThomas Cook организовал железнодорожную экскурсию для 570 клиентов. Впоследствии он создал ныне существующую компанию Thomas Cook.

Это было начало туристической революции, породившей огромное количество разновидностей туризма, индустрию курортов, особых финансовых инструментов (например, дорожных чеков), способствовавших созданию индустрии развлечений (многие праздники и фестивали изначально организованы для привлечения туристов), систем коммуникаций, развитию большого спорта (например, Олимпиадам) и пр. В 1937 году Лига Наций (предтеча ООН) впервые использовала термины "туризм" и "турист" в официальных документах. Туризмом было названо путешествие, совершаемое за пределы родной страны более, чем на сутки.

Ричард ШарплиRichard Sharpley и Дэвид ТелферDavid J. Telfer, авторы книги "Туризм и Развитие"Tourism and Development: Concepts and Issues, отмечают, что в мире сложилась "государственная мода" на туризм. Лишь единичные государства не пытаются рекламировать себя как туристические центры. Туризм стал составной частью стратегических концепций экономического и социального развития. Туризм пытались и пытаются развивать страны, имеющие совершенно различные экономики и политические системы. К примеру, после распада СССР и прекращения советских субсидий Кубе туризм стал основным двигателем экономики Острова Свободы. В 1990-е годы Ирак организовал международную рекламную кампанию: "От Навуходоносора до Саддама Хусейна: 2 240 лет мира и процветания". Многие страны использовали туризм для того, чтобы трудоустроить людей, потерявших работу из-за заказа каких-либо иных отраслей экономики.

В мире есть достаточно много государств, получающих львиную часть своих доходов за счет туристов. Так живут, например, европейские Монте-Карло и Сан-Марино, бюджет которых на 90% формируется за счет туристических поступлений. На Кипре в сфере туризма заняты 25% людей трудоспособного возраста. Даже в странах, имеющих диверсифицированные экономики, образуются специальные туристические зоны. В США, к примеру, город Лос-Анджелес менее, чем за столетие превратился из маленького городка в огромный мегаполис - причиной был его мягкий климат и океан, что позволило ему стать сперва популярным местом отдыха, а впоследствии нарастить и иные экономические мускулы.

С другой стороны, туризм имеет не только плюсы, но и минусы. В 1899 году норвежский экономист, работавший в США, Торстин ВебленThorstein Bunde Veblen, опубликовал книгу "Теория Расслабляющегося Класса"The Theory of the Leisure Class, в которой впервые подметил основную черту консюмеризма: при совершении покупок люди стали руководствоваться иррациональными побуждениями. В частности, они стали покупать определенные товары, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к определенной социальной группе. Веблен уделил внимание и зарождавшемуся туризму. Он отметил, что современные ему американцы и европейцы путешествуют для того, чтобы их видели путешествующими. Отдых стал проявлением высшей элегантности и стильности.

Известный французский философ Жан Бодрильяр в 1980 году опубликовал книгу "Америка", которая была написана на основе его наблюдений за США. Бодрильяр отмечал, что Калифорния - любимое место любителей пляжного отдыха и серфинга - является новым типом цивилизации "курортного типа". По его прогнозу, с каждым годом в мире будет возрастать количество мест, предназначенных, прежде всего, для отдыха. Это приведет к апокалипсису, поскольку люди окажутся заинтересованными, прежде всего, в "легкости" жизни и работы.

Американский историк Хэл РотманHal Rothman, автор книги "Сделка с Дьяволом"Devil's Bargains: Tourism in the Twentieth-Century American West, отмечает, что туризм позволяет оживить экономику. Однако он ведет к тяжелым и часто необратимым последствиям: ущерб наносится образу жизни местных жителей, они теряют политическую автономию, поскольку вынуждены в первую очередь учитывать мнения турагентств и туристов, страдает окружающая среда, в туристических центрах пропадает доступное жилье, от чего страдают сами местные жители и пр.

Историк Фебе КроппPhoebe Kropp, автор исследования "Культура и Память Современного Американского Места"California Vieja: Culture and Memory in a Modern American Place, утверждает, что туристы изменяют мир под свои нужды, причем когда меняются туристы - меняется и мир. Она описывает показательную метаморфозу, произошедшую с калифорнийским городком Палм-Спрингс. В начале 20-го века это был маленький курорт для туберкулезных больных. В 1950-е годы он стал любимым зимним местом отдыха для элиты западных штатов США. В 1960-е - популярным среди голливудских кинозвезд курортом. В 1970-е годы он преобразился вновь - на сей раз его облюбовали состоятельные пенсионеры. В 1990-е Палм-Спрингс стал местом отдыха геев и лесбиянок. В начале 21-го века произошла новая метаморфоза: местное индейское племя создало на своей территории казино, в результате Палм-Спрингс начал превращаться в центр игорного бизнеса.

Дин МакКанеллDean MacCannell, автор книги "Турист. Новая Теория Отдыхающего Класса"The Tourist: A New Theory of the Leisure Class, считает, что турист - это апофеоз современного человека. С появлением туристов мир кардинально изменился - причем не внешне, но внутренне. Горы, реки, исторические памятники, народные обычаи, праздники превратились в туристические аттракционы. Организаторы поездок вольно или невольно создают новую реальность: туристы должны быть уверены, что видят подлинное, а не искусственное, хотя по мнению МакКанелла, в туристических центрах серьезных различий между "настоящим" и "изготовленным для туристов" уже не существует. МакКанелл делает печальный вывод: из-за того, что все больше мест на планете превращается в курорты и туристические центры, туризм постепенно уничтожит неповторимые особенности местных культур. 30 Июня 2007 Washington ProFile